Исследовательская деятельность дошкольников
Узнать, как наши маленькие ученые работают в детской научной лаборатории "НАУКОТОРИЯ, можно на этой страничке
Как наши педагоги делятся позитивным педагогическим опытом создания условий для формирования у детей исследовательской деятельности, можно узнать на этой страничке
СПЕЦИФИКА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время проблема организации и развития исследовательской деятельности в условиях ДОО актуальна как никогда: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагают новые, непривычные педагогам реалии: требования, чтобы ребенок овладевал не «знаниями, умениями и навыками», не уверенно воспроизводил образец, а овладевал «основными культурными способами деятельности», проявлял «инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности».
Перед взрослыми стоит крайне сложная задача: научить ребенка жить в стремительно меняющемся мире, в будущем, о котором мы сами пока ничего не знаем. Это обстоятельство обуславливает смену ориентиров образования от репродуктивных форм (точного воспроизведения изучаемого содержания) к продуктивным (самостоятельности действия, выбора, мышления и пр.). Исследовательская деятельность, в ходе которой у ребенка формируется исследовательская позиция, в полной мере отвечает этим требованиям, вед она развивает открытость ребенка новому, желание и умение познавать этот мир доступными средствами, конструктивно реагировать на проблемные ситуации новизны. Именно поэтому сегодня детская исследовательская деятельность рассматривается как необходимый и обязательный элемент образовательного процесса, включена в содержание ФГОС ДО и ФОП ДО.
Перед взрослыми стоит крайне сложная задача: научить ребенка жить в стремительно меняющемся мире, в будущем, о котором мы сами пока ничего не знаем. Это обстоятельство обуславливает смену ориентиров образования от репродуктивных форм (точного воспроизведения изучаемого содержания) к продуктивным (самостоятельности действия, выбора, мышления и пр.). Исследовательская деятельность, в ходе которой у ребенка формируется исследовательская позиция, в полной мере отвечает этим требованиям, вед она развивает открытость ребенка новому, желание и умение познавать этот мир доступными средствами, конструктивно реагировать на проблемные ситуации новизны. Именно поэтому сегодня детская исследовательская деятельность рассматривается как необходимый и обязательный элемент образовательного процесса, включена в содержание ФГОС ДО и ФОП ДО.
Главной "движущей силой" исследовательской деятельности дошкольника является
наличие у него интереса к объекту познания
Исследовательская деятельность дошкольника -
это деятельность, в которой ребенок делает
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ выводы
по итогам проверки СОБСТВЕННЫХ гипотез
Формирование исследовательской позиции ребенка-дошкольника происходит путем последовательного "проживания" компонентов исследовательской деятельности, что позволяет детям овладеть научным методом реализации исследовательской деятельности: